###Хазанов: "Лобановский был из футбольного будущего, поэтому он многих раздражал" ###
Народный артист России Геннадий Хазанов поделился воспоминаниями о легендарном игроке и тренере Валерии Лобановском.
- Зная о вашей увлеченности футболом, уверен, что мимо вас не мог пройти такой яркий игрок, как Валерий Лобановский. Когда вы впервые увидели его на футбольном поле?
- Осенью 1959 г. в Москве на стадионе "Динамо". Киевляне приехали играть против московских одноклубников. И Лобановский даже не имел, по-моему, 11-го номера на футболке. Если не ошибаюсь, он играл под 9-м.
Киевское "Динамо" находилось тогда в периоде смены поколений. За год до этого команда рассердила динамовских начальников, уступив в переигровке "Спартаку" и этим "подарив" тому чемпионство. Там была встреча в первом круге: "Спартак" выиграл, но киевляне опротестовали результат. Матч переигрывался, когда чемпионат был по сути завершен. Московское "Динамо" опережало "Спартак" на одно очко и очень надеялось на то, что одноклубники-киевляне их не подведут - не проиграют. А "Спартаку" нужна была только победа, которую он в итоге и добыл. Это был фантастический по сюжету матч. За Киев тогда еще играли Коман, Фомин, Каневский, Терентьев, если не ошибаюсь, Голубев - центральный защитник, Макаров в воротах. Это был такой очень сильный клуб, очень сильный.
Но в 1959-м все посыпалось. Из стариков в команде оставили одного Войнова, который тащил на себе как лидер всю игру. Киевляне доходили до чужой штрафной площадки, а бить по воротам никто не решался: все ждали, пока подбежит Войнов. Тот подбегал, бил и отправлялся назад в защиту. Выносливость у этого человека была фантастическая.
- И ведь не затерялся молодой Лобановский среди тогдашних звезд. Говорят, он с самого первого дня конфликтовал с игроками и с тренерами, все хотел делать по-своему, выдумывал финты новые.
- Вот и я обратил внимание на этого долговязого, худого, рыжего парня. Он такое количество игроков московского "Динамо" крутил, что называется... Он все время подбирал мяч под себя и корпусом делал обманное движение. Тогда еще не было его знаменитого углового удара. Это потом он отработал его до совершенства. Он такой ссутулившийся подходил к угловому флажку, как-то неуклюже пинал мяч, защитники и вратарь соперников в панике метались по штрафной площадке, а мяч все равно летел или в ворота, или на голову Базилевичу, а потом в ворота.
- Свои болельщики его обожали. Отец рассказывал, что однажды, когда Лобановский играл за донецкий "Шахтер", судье пришлось остановить матч, потому что зрители неистово требовали, чтобы на поле вышел Лобановский, а у него была травма.
- А я помню совсем противоположную историю, которая случилась в 1961 г. В Лужниках киевляне играли против ЦСКА. В ложе сидел Брежнев с Раулем Кастро. Лобановский уже успел забить два гола. И тут случилось ЧП. Какой-то болельщик прорвался на поле, подбежал к Лобановскому и ударил его бутылкой по голове. Не знаю, остались ли еще в живых те, кто помнит этот эпизод. Я сидел недалеко от углового флажка и все хорошо видел. Судья остановил матч и всех зрителей быстро разогнали.
- Лобановский, наводивший ужас на защитников и вызывающий восторг у болельщиков, остался незамеченным руководством сборной Советского Союза. Да и в "Динамо" его не очень любили из-за характера.
- Наверное, поэтому Лобановский как-то бесславно завершал карьеру в "Динамо", уехав в Одессу, а потом в Донецк, и в 33 года закончил играть. Нет! Не закончил. Он в 33 уже вывел "Днепр" в высшую лигу. Я хорошо помню, мы приехали в Сочи с клубом "12 стульев" "Литературной газеты", и Аркадий Арканов, рассказывал, что видел несколько игр "Днепра" и что какой-то другой футбол появился.
- Он был первым тренером, который науку поставил выше тренерской интуиции. Тем самым раздражал не только подопечных, но и футбольных чиновников. Он не выносил диктата, когда сам был игроком, но именно диктат стал тем движущим фактором, который привел к успеху его киевское "Динамо".
- Лобановский первым понял, что помимо одного факта удара ногой по мячу, есть еще огромные области, сопряженные с наукой. Просто бегать по полю и пинать мяч - это только конечная фаза, которая должна предшествовать выходу на футбольное поле. Тренеру всегда трудно. Тренер поставлен в условия, когда он должен быть диктатором. Это вдвойне трудно, да еще в то время, когда репрессии были уже не в моде. У тренера была довольно сложная ситуация, как интегрировать разных по характеру людей, зачастую людей невысокой культуры. Лобановский отличался от основной массы и своим интересом к театру, кино и литературе. И вообще это был человек из футбольного будущего. Он рано пришел как тренер на нашу советскую почву. И поэтому многих раздражал. Человек он был нрава крутого. Независимый очень. С весьма болезненными реакциями.
- Известно, что Валерий Васильевич был закрытым человеком. Мало кого он пускал в свой круг. Удалось ли вам стать тем, кто может сказать, что знает путь к сердцу Лобановского?
- Жизнь не так часто пересекала меня с ним, но все-таки мы были знакомы не шапошно... Однажды, уже не было Советского Союза, я возвращался с гастролей, и, прилетев в Шереметьево, вдруг увидел автобус, на котором было написано "Динамо" Киев". Как раз закончился Кубок Содружества, который киевляне выиграли. Я нахлобучил на глаза зимнюю шапку и воспользовавшись тем, что передняя дверь автобуса открыта, изображая нетрезвого человека, вошел и стал кидаться от одного сиденья к другому, произнося какие-то слова с полунормативной лексикой. И вдруг слышу голос Лобановского: "Гена, подними шапку, я тебя по голосу узнал".
- Можно рассуждать о разных тренерах, о разных подходах и методиках, но для большинства именно Валерий Лобановский навсегда останется лучшим. Справедливо ли это утверждение?
- Я очень осторожно отношусь к высокопарным формулировкам, к ярлыкам, которые наклеиваются к давно обесцененным символам. Гений... Сегодня это раздается налево и направо без особого разбора. Но если говорить о Лобановском, с моей точки зрения, это действительно футбольный гений. И я не знаю, какой процент гениальности относится к игроку Лобановскому, думаю, чуть меньший, несмотря на то что он был потрясающий игрок, но как тренеру ему равных нет.
Я понимаю, что меня могут обвинить в предвзятости, но повторяю, что равного тренера на постсоветском футбольном пространстве не было, при всем моем бесконечном уважении к Константину Бескову, Михаилу Якушину и к феноменально талантливому Виктору Маслову. Это какая-то другая система координат, то, чем занимался Лобановский. Это отдельно стоящий человек как личность, как художник футбола.
Валерий Коновалов